100-27-83 8(800)
Звонок по России бесплатно
пн-пт, 9:00-18:00 мск

Статьи

В нынешнем арбитражном процессе, который построен на основе принципов процессуального равноправия и состязательности сторон, огромное значение имеют сложности доказательств и доказывания. При этом экспертное заключение применяют достаточно широко в качестве одного из распространенных доказательных средств по причине расширения методологических и технических возможностей экспертизы. Однако для того, чтобы получить «доброкачественное» заключение, которое соответствует всем требованиям достоверности, допустимости и полноты, исследование обязано проводить лицо, которое обладает специализированными познаниями и соответствующей квалификацией. Таким лицом является эксперт.

Именно по этой причине фигуре, статусу и профессиональным навыкам эксперта придают настолько большое значение.
Вопросы правового регулирования деятельности эксперта должны управляться нормами АПК, а также Федеральным законом от 31.05.2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 05.02.2007), а кроме того Постановлением Пленума ВАС от 20.12.2006 № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе». Подобное двойственное правовое регулирование можно объяснить закрепленной процессуальным законодательством возможностью проводить исследования не только экспертом судебно-экспертного государственного учреждения, но и другим лицом, которое обладает специальными познаниями (оно может являться сотрудником экспертного негосударственного учреждения, либо же частнопрактикующим экспертом).
К примеру, ч. 1 ст. 55 АПК в качестве эксперта признает а рамках арбитражного суда лицо, которое обладает специализированными познаниями по затрагивающим рассматриваемое дело вопросам, и которое суд назначил для дачи заключения. В статье 12 Закона № 73-ФЗ присутствует определение судебного государственного эксперта: «Это аттестованный сотрудник судебно-экспертного государственного учреждения, который производит судебную экспертизу в порядке осуществления своих обязанностей». Естественно, что приведенные понятия не являются тождественными и сферы их использования различаются. По этой причине появляется вопрос, касающийся правового статуса государственного эксперта и другого (независимого, стороннего) эксперта.
Нормы АПК РФ, которые посвящены назначению, а также проведению судебной экспертизы, помогают регулировать процессуальные правоотношения, куда вступает эксперт, приняв конкретное судебное поручение. В этом случае нет значения, является ли данный эксперт государственным работником, либо сотрудником негосударственной экспертной компании, либо ведет частную практику.
В сравнении с АПК РФ область действия Закона № 73-ФЗ ограничивается ситуацией, когда судом поручается осуществление исследования государственному эксперту (сотруднику судебно-экспертного государственного учреждения). В такой ситуации процессуальные отношения эксперта и суда на стартовой стадии являются опосредованными. Представленный в определении суда эксперт принял поручение на производство экспертного исследования только от руководителя конкретного учреждения (ст. 14, 16 Закона № 73-ФЗ (с дальнейшими дополнениями и изменениями); ч. 1 ст. 83 АПК РФ).
При определении статуса государственного эксперта в ст. 16, 17, Закон № 73-ФЗ пытается подчеркнуть, что у эксперта есть права и обязанности, которые предусмотрены определенным процессуальным законодательством. Т.е. государственный эксперт, который привлечен для осуществления экспертизы в соответствии с арбитражным делом, в своей работе в рамках процесса оказывается под влиянием норм АПК РФ, а также Закона № 73-ФЗ. Но следует подчеркнуть, что этот Закон, отчасти регламентируя процессуальный статус эксперт (положения ст. 16, 17 Закона, в сущности, повторяют нормы, которые содержатся в ст. 55 АПК РФ), главной задаче й имеет определение правовой базы, принципов организации и работы судебно-экспертных государственных учреждений.
В результате, круг обязанностей и прав эксперта в рамках арбитражного процесса является единым для судебных государственных экспертов и других лиц, которые обладают специализированными познаниями и которых привлек арбитражный суд, чтобы они могли дать заключение.
Вместе с обязанностями и правами государственного эксперта Закон № 73-ФЗ в рамках одноименной ст. 4 определил принципы судебно-экспертной государственной деятельности. В их числе названы такие принципы: объективности, независимости, полноты и всесторонности исследований, осуществляемых с применением передовых достижений техники и науки.


Виталий Городецкий


Возврат к списку

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru