100-27-83 8(800)
Звонок по России бесплатно
пн-пт, 9:00-18:00 мск

Статьи

Что сейчас актуально в российском экспертном сообществе? На повестке дня самый наболевший вопрос - негосударственные экспертные организации. Они появились не вчера, уже достаточно долго функционируют, но до сих пор их деятельность и существование вызывает много споров.

Государство, передав в руки частников такой ценный процесс, как организация производства судебной экспертизы, не может остаться сторонним наблюдателем. Контроль деятельности экспертов частного сектора однозначно необходим. Да, контроль есть и сейчас, но, судя по неутихающим спорам, его нельзя считать достаточно эффективным и оправданным. Но прежде чем определиться с методами контроля и прочим, нужно обрисовать сложившуюся на данный момент в экспертном сообществе ситуацию.

Конкуренция – это хорошо или плохо? По идее, конкуренция должна быть фактором, который одновременно объединяет две разные структуры, и выводит их взаимодействие на новый уровень. Стали ли лучше работать государственные экспертные организации, соревнуются ли они с частными? Конкуренция между ними, несомненно, присутствует, но при этом они существуют как бы параллельно, не мешая друг другу. Государственные экспертные организации даже извлекают выгоду из существования негосударственных экспертов, так как, если бы последних не было, первые бы просто были не в состоянии обработать то огромное количество запросов, которое ежедневно подаётся в экспертные организации. Но такое относительное благополучие может процветать до того момента, как количество частных экспертных организаций достигнет некоего критического уровня, точнее, когда предложение услуг экспертов начнёт превышать спрос на них. Работники государственного сектора в любом случае не останутся без работы, а вот среди частных организаций конкуренция начнёт приносить свои плоды. Но тут же возникнет следующий актуальный вопрос – ценообразование.

При обострении конкуренции неизбежны сильные колебания механизма ценообразования. Кто-то непременно начнёт вести демпинговую политику, чтобы привлечь клиентов низкими ценами. Но в случае с экспертными организациями, у них всегда будет эталон, от которого будут образовываться цены. Речь идёт о жёстких расценках на услуги государственных экспертов. Поэтому ситуация с ценами будет относительно стабильной,  и это не представляет особой опасности. Покуда имеются твёрдые цены на государственную судебную экспертную оценку, контроль ценообразования в частном секторе обеспечен.

Если уж говорить о качестве работы экспертов, необходимо подчеркнуть то, что вопрос определения уровня квалификации эксперта негосударственной организации не решён. На данный момент эксперт-частник может пройти добровольную сертификацию, но такая мера не решает проблем с распространением некомпетентных специалистов. Ситуация с высококвалифицированными специалистами выглядит довольно парадоксально – с одной стороны, государственная организация теряет самых хороших экспертов, которые предпочитают уйти в частный сектор, чтобы иметь возможность зарабатывать больше. Таким образом в государственном секторе намечается нехватка кадров высокой квалификации. С другой стороны, в среднем в государственной организации эксперты низкой квалификации присутствуют гораздо реже, ведь эксперты из государственного сектора вынуждены проходить постоянные проверки и иметь достоверное право на работу, исходя из образования. А в частный сектор может отправиться работать и “недоэксперт”, чьё образование исчерпывается какими-то сомнительными курсами. Причём, со стороны закона его заключение будет совершенно равноценно заключению эксперта высокой квалификации. Чтобы разрешить эту проблему, необходимо упорядочивание процесса сертификации негосударственных экспертов.

И, наконец, смежная с вышеописанной проблемой – проблема подготовки экспертных кадров. Если бы в стране было достаточно учебных заведений, готовящих экспертов высокого уровня, проблема с некомпетентными специалистами отпала бы сама собой.

В данный момент корни всех актуальных вопросов организации судебной экспертизы лежат в том, что отражение этого процесса в законодательстве неполное. Сложно понять, с чего именно начинать решение этих актуальных вопросов. Но ясно одно – ни один эксперт не должен оставаться в стороне. Лишь путём совместных усилий, совместных размышлений и работы можно как-то упорядочить сложившуюся ситуацию и привести её к уравновешенному состоянию.


Ксения Плешкова


Возврат к списку

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru