100-27-83 8(800)
Звонок по России бесплатно
пн-пт, 9:00-18:00 мск

Статьи

Плюсы и минусы проведения процедуры сертификации негосударственных экспертов

Само существование альтернативного выбора между двумя видами судебной экспертизы – государственной и негосударственной, уже рождает некие противоречия. По каким объективным критериям судить качество их работы? Стоит ли максимально уровнять их положение или же наоборот, подчеркнуть особенности? Как повлияет бурное развитие института негосударственной экспертизы на качество проводимых исследований? Множество споров ведётся по поводу положения негосударственной экспертизы по отношению к государственной.

Этот вопрос актуален по многим причинам. В последнее время количество негосударственных экспертных организаций неуклонно растёт. Негосударственные эксперты, пользуясь относительной свободой по сравнению со своими коллегами, занятыми в частном секторе, могут браться за проведение экспертной оценки наравне с ними. Но это, к сожалению, не уравнивает их знаний, умений и навыков. Проверить компетенцию государственного эксперта легко – он просто не смог бы работать, не пройдя соответствующую аттестацию. Проверка компетенции негосударственного эксперта уже похожа на лотерею – как повезёт.

Безусловно, среди негосударственных экспертов есть масса высококвалифицированных специалистов, чьи знания не уступают знаниям их коллег из госсектора. Но коммерческая основа создания негосударственных экспертных комиссий даёт мнимое право любителям наживы искать более выгодные варианты на должность своих сотрудников. Посудите сами, сколько нужно платить эксперту с большим опытом работы и высокой степенью квалификации? Естественно, такой эксперт обойдётся “дороже”, чем человек, окончивший некие курсы сомнительного характера только вчера. Но никто не помешает деятелям таких вот безответственных организаций расхвалить своего “липового” эксперта как самого талантливого и подающего надежды специалиста. Если сравнить качество работы двух этих гипотетических экспертов, ясное дело, на чьей стороне будет перевес. Если же посмотреть  на них с точки зрения закона – они будут совершенно равноправны, и заключение некомпетентного эксперта негосударственной организации будет абсолютно равно заключению любого другого эксперта. Это создаёт весьма плодородную почву для бурного расцвета коррупции и прочих негативных явлений.

Главный камень преткновения в этой ситуации – недостаточно полное урегулирования основ существования негосударственной экспертизы в законодательстве. С мнением о необходимости внесения поправок в законодательство касательно положения негосударственных экспертов согласны все. Но стоит ли вводить процедуру сертификации негосударственных экспертов? Или, быть может, благодаря конкуренции, негосударственные экспертные организации сами будут повышать планку качества предоставляемых услуг, не нуждаясь в дополнительном контроле и стимуляции со стороны государства? Сложно дать однозначный ответ на этот вопрос.

Конечно же, государство не может вот так вот безоглядно доверить в руки частных организаций такое важное дело, как проведение судебной экспертизы. Это не просто часть системы правоохранения, это  зачастую именно самая важная и определяющая часть в исходе юридических дел. Поэтому контроль за негосударственными экспертами необходим однозначно. Но насколько жёстким будет этот контроль – это уже совершенно другой вопрос. Причём, именно от уровня жёсткости этого самого закона будет зависеть его эффективность.

К примеру, могут быть установлены слишком жёсткие меры по отношению к проверке уровня квалификации негосударственных экспертов. Не исключено, что первая такая обязательная проверка выявит огромное число недостаточно компетентных специалистов, что приведёт к временному кризису и нехватке экспертов. Поэтому, сертификация на добровольной основе будет гораздо эффективной. Но на одной добровольности далеко не уедешь. Далеко не все следователи, а тем более простые люди, осведомлены о сложившейся в отношении экспертиз ситуации. Никто не помешает людям обращаться к несертифициротванным экспертам просто по причине их незнания о том, что такое добровольная сертификация, зачем она нужна, и почему стоит доверять именно сертифицированному эксперту.

Предстоит большая работа в отношении определения правильной стратегии введения процедуры сертификации негосударственных экспертов. Именно добровольно-принудительное отношение к этой процедуре может дать самые оптимальные результаты. Всё экспертное сообщество России должно приложить усилия к решению этих противоречий. Только в таком случае вопрос соотношения государственной и негосударственной экспертизы может быть окончательно решён.


Ксения Плешкова


Возврат к списку

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru