100-27-83 8(800)
Звонок по России бесплатно
пн-пт, 9:00-18:00 мск

Статьи

Становление системы негосударственной экспертизы как равноправного члена судебного процесса и досудебного следствия началось с 2001 года, когда на законодательном уровне было предоставлено право назначать для проведения экспертиз специалистов из негосударственных экспертных учреждений и организаций. Тем не менее, статистические данные показывают, что показатели по количеству обращений к государственным экспертам во время следствия или судебного разбирательства по-прежнему значительно превышают аналогичные данные по привлечению негосударственных экспертиз. При этом загруженность экспертных лабораторий, подчиняющихся Министерству Юстиции, настолько велика, что ждать очереди на проведение исследования приходится месяцами. В одном из регионов Российской Федерации из всего количества судебных экспертиз, проведенных за год государственными экспертными лабораториями, более 80% были выполненными с опозданием по срокам, а часть экспертиз была произведена с ошибками или их результаты были опровергнуты.

Возникает вопрос, почему правоохранительные и судебные органы продолжают игнорировать негосударственную экспертизу, ведь такое сотрудничество могло бы значительно ускорить процесс досудебного следствия и судебное разбирательство. Как нам кажется, большую роль в недоверии к независимой экспертизе играет созданный стереотип о том, что только  государственные структуры выполняют свою работу качественно и безошибочно.

В тоже время, как доказывает практика, случаев ошибок государственных экспертов (во всяком случае, зафиксированных), достаточно много. Так, во время одного судебного разбирательства по факту нарушения строительных норм, повлекших за собой разрушение возведенного здания, были опровергнуты результаты экспертизы именно государственного эксперта, проводившего исследование во время досудебного следствия.

Никто не утверждает, что все государственные эксперты некомпетентны, однако привлечение правоохранительными органами представителей негосударственной экспертизы способно значительно разгрузить федеральные лаборатории, что позволит улучшить качество и их работы. Кроме того, в процессе следствия от скорости получения результатов экспертиз зависят темпы всего расследования и сроки его завершения.

Еще одной причиной низкого показателя по привлечению правоохранительными органами негосударственных экспертов к проведению экспертиз, по нашему мнению, является недостаточная законодательная регламентация о статусе, критериях присвоения квалификации и соответствии званию специалиста в определенной сфере знаний негосударственного эксперта.

В заключении отметим, что, несмотря на существующие недостатки в системе работы негосударственной экспертизы с правоохранительными органами и необходимость разработки дополнительных регламентирующих норм такого сотрудничества, отмечается положительная тенденция возрастания случаев назначения независимых экспертных исследований.


Максим Антоненко


Возврат к списку

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru