100-27-83 8(800)
Звонок по России бесплатно
пн-пт, 9:00-18:00 мск

Статьи

Вступление.

Процессы, происходящие в современном российском обществе за последнее время, направлены на укрепление рыночных отношений, общественно-социальной жизни населения и усиление  правового характера  самого государства. Такая тенденция  выявляет постоянно растущую потребность в квалифицированной юридической помощи всем субъектам правоотношений. Постоянное появление проблем юридического характера у граждан и юридических лиц требует слаженности работы  всей судебно-правовой системы государства, направленной на разрешение спорных вопросов и установление истины. Правовая неграмотность большинства субъектов правоотношений, приводит в большинстве случаев к тому, что возникают ситуации, когда проблемы, либо не замечаются, либо игнорируются, до тех пор, пока негативные последствие не заставляют обращаться за реальной квалифицированной помощью.

В настоящий момент вся система юридического обслуживания граждан и хозяйствующих субъектов, держится на работе юридических фирм традиционного характера. Предлагается в основном адвокатская  и нотариальная поддержка. В то время как при нормальном функционировании бизнес процессов, нормальной жизнедеятельности простых обывателей, порой необходима такая важная  форма юридической деятельности как судебная экспертиза. Небольшая роль именно судебной экспертизы в гражданском и арбитражном процессах, приводит очень часто к той ситуации, при которой принятие верных и грамотных решений для существующих ныне судов, выглядит очень проблематично. А именно наличие доказательной информации, которую можно получить путем проведения экспертных действий, часто проливает свет на многочисленные спорные вопросы и дает возможность для принятия единственно верного решения. Что касается настоящей криминализацией общества, видоизменениями самой преступности, то в этом контексте особую роль начинают играть оснащенность криминалистических групп специфическими средствами и хорошей материальной базой, направленной  на противодействие современной преступности и скорейшему расследованию преступлений. В этих условиях доказывание в уголовных процессах и роль самого института судебной экспертизы  начинает играть существенную роль.

Новое процессуальное законодательство Российской Федерации позволяет существенно расширить возможности использования  специальных знаний в ходе самого судопроизводства и обеспечения определенных следственных действий. Многие квалифицированные юристы, судьи, прокуроры и адвокаты, участие которых обязательно в ходе рассмотрения различных арбитражных, гражданских и уголовных дел, имеют поверхностное представление о реальных возможностях судебной экспертизы и той роли, которую она оказывает на принятие правового решения. Что в этом случае можно говорить о простых гражданах, которые совершенно не владеют информацией о  тех возможностях, которые предоставляются  в ходе судебного процесса, при получении квалифицированного заключения эксперта.

Для составления более полной картины о роли в обществе и судебном процессе современной судебной экспертизы,  стоит детальней остановиться на рассмотрении ряда положений  и факторах, которые обуславливают  само значение и определение судебной экспертизы. Необходимо определить  особое место тем фактам  в гражданском, уголовном и административном  процессах, которые обуславливают необходимость назначения проведения экспертных действий. Последующее заключение  эксперта  требует соответствующей правовой оценки и правильного использование в ходе  процесса доказывания. Стоит сделать акцент на тех факторах, которые используются в ходе проведения экспертных действий и круг тех вопросов, которые подлежат разрешению.

Понятие судебной экспертизы. Кем выполняется судебная экспертиза.

Что же такое судебная экспертиза? В ряде источников, кодексах и законах, дается определение судебной экспертизе и на основании обобщенных данных можно дать четкое определение.  Судебная экспертиза – это, прежде всего процессуальное действие, которое осуществляется в целях получения квалифицированного заключения лица, обладающего специальными знаниями по ряду вопросов. Главная задача  экспертного заключения  заключается в получении необходимых доказательств и  неоспоримых фактов, наличие которых связано с установлением истинных обстоятельств, фактов, которые  составляют предмет  доказывания  в ходе рассмотрения споров и дел,  любой правовой  квалификации.

Эксперт, приняв к производству экспертизу по определенному вопросу, должен  выполнить полное и всестороннее исследование, применяя актуальные на сегодняшний день методики и научно-технические средства. В его обязанности входит так же подготовка обоснованного решения всех поставленных перед ним вопросов. В своих действиях и поступках, касающихся проведения исследований, эксперт полностью независим и делает все выводы субъективно, опираясь на свое мнение и внутреннее убеждение. Поэтому и несет соответствующую ответственность за данное заключение.

Приняв к производству экспертизу, эксперт должен произвести полное, всестороннее исследование. При этом, применяя актуальные методики и научно-технические средства. На основании проведенных исследований,  подготовить обоснованное решение относительно всего спектра поставленных вопросов. Эксперт  самостоятелен и независим при проведении исследований. Особенность работы эксперта заключается в том, что он делает вывод по своему внутреннему убеждению. Сделанное  экспертом заключение накладывает на него личную ответственность. На этом же основании, огромную работу выполняют лица, обладающие специфическими знаниями в мире науки, искусства, техники и других ремесел. Чаще всего, такие специалисты  не являются  при этом судебными экспертами, а выступают  как частные эксперты различных экспертных негосударственных учреждений.  К услугам таких экспертов обращаются в различных случаях.

Например, если

- судебная экспертиза по данному кругу вопросов не выполняется в государственных  судебно-экспертных учреждениях РФ или конкретного  региона;

- судебная экспертиза по данному кругу вопросов выполняется в судебно-экспертной государственной организации, но в силу большой загруженности  другими экспертизами или по другим объективным причинам, эксперты не в состоянии выполнить срочное исследование;

- стороны в процессе, суд, дознаватель или следователь изъявили желание назначить проведение экспертизы ведущему специалисту в данной области знаний или профильному негосударственному судебно-экспертному учреждению;

- при желании подсудимого, обвиняемого или потерпевшего, сомневающихся в объективности полученных данных в ходе уже проведенной  экспертизы, может быть назначена повторная экспертиза по данному вопросу, с более уточненным  поставленным заданием.

Для более ясной картины, стоит напомнить, что статья 79 ГПК РФ, статья 82 АПК и статья 195 УПК  точно определяют  место, лиц   и организации, имеющие право на выполнение назначенной экспертизы.  Законодательство определило, что экспертов в данном вопросе может быть лицо, владеющее специализированными, глубоким знаниями в дано отрасли, при этом не обязательно государственным служащим. Существуют, правда, исключительные случаи, которые оговариваются в ФЗ ГСЭД. В законе указывается, что судебные экспертизы могут проводиться частными лицами, для которых такой вид деятельности является основным занятием и которые являются сотрудниками различных гражданских организаций и учреждений. В то же время, ст. 16 ФЗ о ГСЭД запрещает экспертам государственных судебно-экспертных учреждений осуществлять судебно-экспертную деятельность в частном порядке.

На этом фоне, большим спросом пользуются услуги частных экспертов, которые ранее находились на государственной службе и числились сотрудниками  государственных судебно-экспертных учреждений. О высокой профессиональной квалификации таких экспертов говорит  наличие ведомственного свидетельства на право производства экспертиз определенного рода и видов. Срок действия такого свидетельства составляет 5 лет.  К другой группе частных экспертов, которые занимают определенное место в этой отрасли,  можно отнести  лица, получившие специальное судебно-экспертное образование.   Стоит вспомнить и об экспертах-практиках, специализация которых  - это производство экспертиз, выполнение которых не имеет достаточного обеспечения в судебно-экспертных учреждениях. Например, строительно-технические, финансово-экономические, банковские и прочие.

Положение нынешних судебных экспертов таково, что закон не определяет необходимость в проведении регулярной переаттестации судебных экспертов, а   определить компетентность эксперта, возлагается на самого  самим субъекта, назначившего экспертизу. В большинстве случаев, субъекты определяющие место проведения экспертизы, сталкивается с трудностями в выборе компетентного  судебно-экспертного органа. В этой связи, выбор осуществляется сугубо по формальным основаниям, беря за основу репутацию, стаж и место работы эксперта. В таком случае, часто специальное образование не является определяющим фактором в выборе, скорей отдается предпочтение репутации экспертного учреждения и соответствующей компетентности.

Кто осуществляет производство судебной экспертизы.

Выше, уже было рассмотрено, что задачи судебной экспертизы самые разнообразные и несут в себе особую специфику. Поэтому для более четкого и успешного определения ответов на поставленные вопросы, существуют специально разработанные методики, основная цель которых – это проведение углубленного исследования вещественных доказательств, область знаний которых является обязательным условием в проведении экспертизы. Практика не редко подтверждает тот факт, что обязательная компетентность в определенной области знаний при выборе эксперта, учитывается крайне редко. Доказательством тому может служить наглядный пример. Специалисту, имеющему высшее образование в области электротехники, ставиться задача,  установить причину возгорания силового кабеля на подстанции. Как специалист своего профиля, эксперт даст оценку случившемуся с технической точки зрения, делая ссылку на прямое нарушение мер техники безопасности. Другой вопрос в том, как такой специалист, может доказать причину нарушений техники безопасности. Его компетентность в решении данного вопроса упирается в отсутствие специальной подготовке в плане проведения экспертизы. Не знание и не умение использовать специальные методики, в любом случае даст совершенно не тот результат при проведении экспертизы. Специалист, который выказывает свое, субъективное мнение, опираясь только на свои знания и опыт, может неверно истолковать  задачу проведения экспертизы, что в конечном итоге не замедлит сказаться на правильности экспертного заключения.

Такая ситуация во многом обязана тем фактом, что часто производство экспертиз, осуществляемое частными экспертами,  не имеет необходимого контроля качества экспертиз. Если же говорить о государственных судебно-экспертных учреждениях, то в этих ведомствах такой контроль обязателен. При производстве экспертизы частным образом,  в результате,  может быть получено грамотное и квалифицированное заключение, так как происходило на качественном уровне и осуществлялось видным в данной области знаний специалистом, однако  случаются и обратные ситуации, когда компетентность эксперта оставляет желать лучшего. Реальную компетентность эксперта можно узнать, используя  в суде обязательную состязательность стороны в выборе эксперта или организации, отвечающей за проведение экспертизы.  Несмотря на это, суды, а так же и другие субъекты, изъявившие желание назначить экспертизу, чаще всего доверяют производство экспертизы государственным учреждениям. В той области знаний, где компетенция государственных судебно-экспертных учреждений не достаточна или вообще отсутствует как таковая, судебные экспертизы часто выполняются негосударственными, гражданскими учреждениями. К примеру, сотрудники Энергонадзора, используя электротехническую лабораторию,  часто берутся за производство электротехнических и металловедческих экспертиз. В экономической отрасли, очень часто судебные экспертизы осуществляют аудиторы, а в строительных и проектных организациях, берутся за производство строительно-монтажных экспертиз.

Если субъект назначил проведение судебной экспертизы конкретному лицу, которое занято основной деятельностью в негосударственном учреждении, то к нему, в соответствии с действующим законодательством вменяются соответственно его права и обязанности в роли эксперта. К сожалению, в ряде случаев, даже судебные инстанции, следователи и дознаватели обращаются  с вопросом производства экспертизы в те организации и учреждения, которые осуществляют такую деятельность без всяких на то оснований. На их взгляд, существенной разницы между судебной экспертизы и обычным научным или техническим исследованием вопроса не существует. К таким организациям можно отнести, например, аудиторскую и оценочную компанию, сотрудники которой и понятия не имеют понятия, чем отличается судебная экспертиза от несудебной. В результате получается некомпетентное заключение эксперта в виде отчета об аудиторской проверке или сделанной оценке. В ходе производства экспертизы, такие организации совершенно не берут во внимание необходимость руководствоваться процессуальными нормами, а выполняют работу на основании специализированных или профильных нормативных актах. Никто не спорит и не подвергает сомнению высокую квалификацию аудитора или оценщика, но в ходе производства судебной экспертизы, лицо, осуществляющее исследования обязано руководствоваться процессуальными нормами и соответствующим законодательством. Неверное составленное заключение экспертизы, содержащие ошибки и неточности, в конечном итоге может негативно отразиться на всем ходе судебного или досудебного процесса.

На данный момент, в стране существует определенная процедура назначения и производства судебных экспертиз. В связи с этим установлен и соответствующий вид экспертного заключения, которое имеет определенную форму, составленное с учетом определенных требований к содержанию.

Какова сегодня ситуация с местом проведения судебных экспертиз?

Федеральный закон  ГСЭД про существование негосударственных экспертных учреждений умалчивает, хотя само процессуальное законодательство предусматривает их существование. Создание в регионах негосударственных экспертных организаций обязано разгрузить тот громадный объем скопившихся назначенных к производству экспертиз в государственных судебно-экспертных центрах. Хотя уровень таких негосударственных учреждений разный, то, что в них все же работают высококвалифицированные сотрудники и эксперты – это факт. Большинство экспертов имеют свидетельство на право производства экспертизы или соответствующее высшее судебно-экспертное образование. Такие учреждения имеют небольшие штаты сотрудников, используя для производства экспертизы привлекаемых со стороны высококвалифицированных судебных экспертов. Такая практика выгодна с экономической точки зрений и позволяет  негосударственным экспертным организациям выживать в жестких экономических условиях. Используя такую схему работы, частные экспертные организации имеют возможности гораздо шире, чем у государственных судебно-экспертных организаций. Все дело в том, что такая частная фирма может привлечь для производства экспертизы грамотного специалиста в любой, касающейся круга поставленных в задании вопросов. Отсюда вытекает и тот факт, что круг осуществления производства экспертиз у таких негосударственных организаций, практически неограничен.

Сегоднябольшая часть экспертиз, выполняется негосударственными экспертными организациями, как для гражданского, так и для арбитражного процесса. Огромная загруженность государственных учреждений данного профиля, объясняется смещением  акцента на производство  экспертиз по уголовным процессам.  Частные негосударственные экспертные учреждения куда быстрее выполняют подобные задачи, поскольку загруженность таких учреждений слабая, а при увеличении задач, всегда можно пригласить эксперта со стороны. В задачи негосударственных экспертных учреждений входят не только проведение судебных экспертиз, но и проведение других экспертных исследований, в соответствии с поручением любой организации или частного лица. При этом  используемые судебно-экспертные методики, дают возможность получить квалифицированные консультации.

Ответственность судебных экспертов

В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» судебно-экспертная деятельность не лицензируется. Такое положение вещей может создать неправильное представление граждан о том, что якобы негосударственные экспертные организации не обладают соответствующей квалификацией. В данном вопросе стоит успокоиться. Большинство частных экспертных организаций осуществляют производство экспертиз, используя при этом необходимые специальные методики, и такая деятельность является для них основной. Компетенция сотрудников негосударственных экспертных организаций не должна вызывать сомнений еще и в том плане, что их работа построена на соблюдении процессуальных, организационных и методических особенностях. Многие негосударственные экспертные учреждения вводят на своих предприятиях контроль над качеством экспертиз, хотя с точки зрения законности, такая обязанность не входит в компетенцию руководителя негосударственной экспертной организации. При этом на руководство частной экспертной организации распространяются  права и обязанности, ответственность свойственная руководителю государственной судебно-экспертной организации.

                                                                              

Руководству негосударственной экспертной организации могут вменяться различные права и обязанности, которые накладываются на него в соответствии с негосударственным статусом предприятия. Что касается ответственности, то в этом случае, закон четко определяет ее размер.

Согласно ст. 307 УЕ РФ, за заведомую дачу ложного заключения, в свете того, что эксперт официально предупрежден об ответственности заранее, эксперт несет персональную ответственность, не зависимо от того, является он сотрудником судебно-экспертного учреждения или просто является частным лицом. Что касается руководства, то здесь тоже есть свои нюансы. Руководитель судебно-экспертной организации, которая заключила договор на производство судебной экспертизы, несет имущественную ответственность за недобросовестное выполнение экспертизы и некачественное  заключение. Это возникает в силу того, руководитель подписывает лично сопроводительные документы на экспертизу и знакомиться непосредственно с заключением самого эксперта.

Процесс производства судебной экспертизы в негосударственном учреждении происходит примерно по такой схеме. Подписи эксперта и соответствующей комиссии экспертов, удостоверяются печатью учреждения, при этом в самом заключении указываются и сведения об судебно-экспертной организации. Все документы, в которых зафиксированы исследования, их последующие результаты по согласованию с субъектом, заказавшим проведение экспертизы, хранятся либо в самом судебно-экспертном учреждении, либо приобщаются к материалам дела.

В ходе составления заключения, существуют негласные правила, соблюдая которые, эксперт, выполняющий экспертизу, может изложить свои профилактические предложения. Такая практика во многом способствует предотвращению повторного наступления негативных последствий, который предвидел эксперт в ходе своих исследований. Такая практика способствует тому, что руководители как государственных, так и негосударственных судебно-экспертных учреждений, имеют возможность поставить в известность соответствующие органы, в компетенции которых предотвратить наступление негативных последствий.

Согласно ст. 307 и 310 УК РФ, ответственность частных судебных экспертов, экспертов негосударственных судебно-экспертных организаций считается равной ответственности, которую несут сотрудники государственных судебно-экспертных организаций.

Ответственность судебного эксперта, который является сотрудником частного экспертного учреждения, состоит в  том, что на него может быть только наложено дисциплинарное взыскание, на основании ст. 192 Трудового кодекса РФ. Другими словами, за некачественное проведение экспертизы и соответственно неверное заключение, такие действия рассматриваются как ненадлежащее исполнение работником возложенных на него обязанностей, что в свою очередь,  чревато для сотрудника вынесением ему  выговора, замечания или  даже увольнения на основании соответствующих фактов. Сегодняшнее законодательство, а именно ст. 24 ГК РФ,  регламентирует в ряде  случаев привлечение эксперта к гражданской ответственности.

Стоит особо заметить и тот факт, что очень часто, к руководителям частных судебно-экспертных организаций применимы  ст.201 и 204 УГ РФ, в которых квалифицируется злоупотребление полномочиями и выявление коммерческого подкупа.



Сегодняшнее состояние судебно-экспертной отрасли  в Российской Федерации.

По последним данным статистики, на территории Российской Федерации сегодня действует широкая сеть судебно-экспертных учреждений, входящих в Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, различного рода федеральные агентства, Министерство обороны, ФСБ и Федеральной таможенной службы.

К судебно-экспертным учреждениям Министерства юстиции относятся:

1. Государственное учреждение «Российский федеральный центр судебной экспертизы» (РФЦСЭ).

2. Региональные центры судебной экспертизы Министерства юстиции. К  таковым относятся: Северо-Западный, Приволжский, Сибирский, Воронежский, Дальневосточный, Средне-волжский, Уральский и Южный региональные центры судебной экспертизы.

3. Центральные лаборатории судебных экспертиз (ЦЛСЭ), а так же лаборатории судебных экспертиз (ЛСЭ) в ведении Министерства юстиции РФ.

Все названные государственные судебно-экспертные  учреждения осуществляют производство судебных экспертиз по гражданским, уголовным делам, а так же по делам об административных право. Субъектами, заказывающие у этих организаций производство экспертизы могут быть как суды общей юрисдикции, так и органы дознания и следствия МВД, ФСБ и Федеральной таможенной службы.

Вся деятельность государственных судебно-экспертных учреждений осуществляется на основании действующего процессуального законодательства, ФЗ ГСЭД и соответствующей Инструкцией  по организации  производства  судебных экспертиз в профильных государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции.

Судебные экспертизы производятся в соответствии с назначенным профилем экспертизы, что в свою очередь делит экспертизы на виды. Каждое судебно-экспертное учреждение осуществляет обслуживание на четко закрепленной за организацией Минюстом, территорией. Если возникает сложности с производством экспертизы в судебно-экспертном учреждении на закрепленной территории или же отсутствие эксперта нужной специализации, необходимой материально-технической базы, судебная экспертиза может быть произведена в другой судебно-экспертной организации, обслуживающей другую территорию.

Для более эффективной работы в производстве судебных экспертиз, получен единый научно-методологический подход в производстве экспертиз.  Для государственных судебно-экспертных учреждений утверждены специальный Перечень видов или родов экспертиз, которые могут быть выполнены в ведомственных учреждениях Министерства юстиции РФ, а так же Перечень экспертных специальностей, которые имеют самостоятельное право производства судебных.

Ирина Светлова


Возврат к списку

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru